вторник 03

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 10 декабря 2008

Авторское право князя Константина

нет фото

Наш давний автор, доктор филологии, профессор педуниверситета Герман Юрьевич Филипповский заглянул в редакцию поздравить нас с круглой годовщиной «Северного», а в паузе, как бы между прочим, дал почитать двухстраничную распечатку тезисов под заглавием «Автор «Слова о полку Игореве» – ярославец».

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

От такой новости голова у кого не пойдёт кругом. Двести лет разгадывает наука при поддержке народного «слововедения» загадки «Игоревой песни». Главная из них – чьему чудодейственному перу шедевр принадлежит – так и остаётся тайной за семью печатями. Не раз обсуждался сей жгучий вопрос и на страницах «Северного края». В публикациях наших полемистов кому только не посчастливилось побывать претендентом в гении.

Намекали и на ярославское авторство поэмы, чей единственный список был, как мы знаем, обнаружен графом Мусиным-Пушкиным в ризнице и книгохранительнице собора Спасского монастыря. Но дальше догадок, ничем не подкреплённых, пока не продвинулся никто...

В общем, надо было срочно откладывать все дела и приглашать Германа Юрьевича к чаепитию для предметного выяснения что к чему. По «ярославскому следу» отправился на сей раз не мальчишка с улицы и вовсе не какой-то ветеран-домосед, а специалист действующий – только что в Санкт-Петербурге выпустил книгу о поэтике русской литературы.

Чтобы не испытывать терпения читателей, мы не стали приберегать под занавес главного вопроса, а задали его, что называется, с порога: кто же он, тот предполагаемый поэт-ярославец с золотым пером?

– Князь Константин Всеволодович, – последовал прямой ответ. – Основатель Ярославского княжества, заказчик и строитель его первых соборов. Годы жизни: 1186 – 1219. Кто он? Образованный книжник, летописцы назовут его Мудрым. Историк Татищев так прямо и отрекомендовал его нам – писателем.

Вот ещё подробности о нём. Старший сын Всеволода Большое Гнездо, одного из героев «Слова», собрал библиотеку в тысячу томов, основал первую на северо-востоке Руси школу переводчиков, она славилась учёностью своих слушателей. Там изучали богословие, греческий, латынь. В «Григорьевском затворе», после перевода школы из Ярославля в Ростов Великий, учились автор первых житийных повестей Епифаний Премудрый, создатель зырянской письменности Стефан Пермский.

Учёные и в наши дни – люди основательные, стараются ничего не делать с наскока. Вот и гость редакции нашему следующему вопросу ребром «чем докажете?» всё же по­считал нужным предпослать краткое введение в тему. Есть в ней вещи недискуссионные, есть и разночтения. Никто никогда не спорил о высочайших достоинствах «Слова». Все или почти все исследователи солидарны в том, что поэма – литература письменная, природа текста авторская, а не фольклор – подтверждается это и последними компьютерными анализами его стилистики.

Попросил гость учесть ещё и вот что. Ни одна из предложенных гипотез авторства на день сегодняшний не принята сообществом славистов, отечественных и зарубежных. Разночтения же больше относятся к датировке сюжета, но многие сходятся на домонгольском его происхождении, как и на том, что появился он скорее всего «в княжеской среде». Думал так и рецензент дипломной работы о «Слове о полку Игореве» выпускника МГУ Филипповского академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Мы это в школе проходили: автор поэмы со своими героями «на ты», знает, кто к какому роду и колену принадлежит, хорошо осведомлён о таких деталях бесславного похода Игоревой рати, какие не дано было знать простому дружиннику. Личность поэта оттиснута в тексте с отчётливостью современного цифрового «фоторобота». Подробные характеристики автора есть и у Лихачёва, есть и у педагога нашего собеседника профессора Московского университета Владимира Кускова, чьё имя видим мы на обложке самого известного вузовского учебника по литературе Древней Руси.

Вполне выразительный образ поэта – правоверного христианина, храброго, но миролюбивого воина, интеллектуала, знающего латынь и греческий, – находим и в статьях их ученика, собранных в упомянутой новой книге под названием «Динамическая поэтика русской литературы». Гипотеза вызревала годами и десятилетиями. Облик анонима всё чётче проступал из тумана времён. Оставался по­следний, самый трудный вопрос: кто же он, этот безымянный гений? Возникающие версии сверял по летописям, у Татищева, других историков.

Не Константин ли? Родился он на следующий год после похода князя Игоря, но в нём участвовал отец Константина, великий князь Всеволод. Трагический сюжет жёг душу его старшего сына и потому, что и сам Константин, повзрослев, ходил с отцом в степь на половцев. Его родной брат Владимир дважды самостоятельно пускался во все тяжкие. В первый раз вернулся на щите, но повторить успех не сумел – был разгромлен половцами и попал к ним в плен.

На начало нового XIII века пришёлся пик княжеских распрей, время братоубийственного сражения на Липице под Юрьев-Польским. На злобу дня, взяв перо в руки, Константин и мог ответить сюжетом из недалёкого прошлого – средневековый литератор мыслил аналогиями, такой приём филологи называют «исторической ретроспекцией».

– Князя Константина, по-моему, логичнее всего представить автором поэмы, горькой исповеди с призывом князей к согласию, – подводит нас к моменту истины Герман Юрьевич.

Время наиболее вероятного написания «Слова», по его версии, – 1215-й или следующий год. Константин как раз жил тогда на двух своих княжеских дворах в Ярославле. По словам нашего собеседника, в таком случае не надо и голову ломать, почему список «Игоревой песни» шестью столетиями спустя нашли в древнейшем ярославском соборе, Спасо-Преображенском, ведь заказчиком и строителем храма был он сам.

Добавим от себя: новая гипотеза возникла не на пустом месте. Ещё лет двадцать назад на одной из ярославских конференций по истории Древней Руси ленинградский профессор Наталья Демкова вопреки общепринятой точке зрения о псковском следе в судьбе загадочной рукописи отметила, что появляется всё больше оснований найденный в Спасском монастыре список считать... ярославским и по происхождению.

Масла в огонь в свой час подлил покойный Михаил Сударушкин. Молодой историк из Семибратова в статье о ростовской версии поэмы уверенно утверждал, что она была создана «при жизни образованного книжника князя Константина». Приведя цитату из «Слова» о «великом княже Всеволоде» (о том, если помните, что ничего не стоит буй-тур Всеволоду Волгу вёслами «раскропити») задумывается, а не был ли этот князь и владельцем шедевра, в тексте которого сказаны о его родителе столь похвальные слова?

Что ещё узнали мы о Константине от автора новой гипотезы? Была у него драматиче-ская судьба. Отец лишил его права на великое княжение. Причина? По ремарке профессора – быть может из-за миролюбивого нрава сына, что называется, «характерами не сошлись». Константин прожил всего 33 года. Летописи сохранили текст его наставления детям. Говорил он о добре, любви и согласии, наказывал «слушать книжную мудрость». Одним из его сыновей был легендарный ростовский князь Василько. Попав в плен в сражении на реке Сити, погиб, отказавшись служить ордынцам.

Особо отметил профессор Филипповский ещё и вот что. Искусствоведам известно, что для украшения храмов князь Константин приглашал новгородских изографов. По всей вероятности, ими и была написана здесь не только знаменитая «Оранта», найденная после гражданской войны в рухлядной Спасского монастыря и переданная в Третьяковку, но и не менее известная семейная икона ярославских князей из собрания ЯХМ «Спас-Вседержитель» – вслед за Игорем Грабарём называют его «мечтательным». Гость редакции одаривает нас неожиданной завершающей подробностью:

– На иконах и фресках тех времён аллегорические портреты князей не редкость. Кто захочет представить себе, как же выглядел автор «Слова», подсказку может поискать в чертах облика мечтательного Спаса – князь Константин был для изографов, не правда ли, прототипом вполне подходящим.

Под конец нашей беседы профессор посчитал нужным предупредить: рассказывая в газете о новой гипотезе, дескать, рискуем попасть в немилость сразу всему мировому сообществу учёных-славистов. На одном из их последних съездов группа видных филологов из Америки и Европы (в том числе и наш академик Олег Творогов) заявили, что тема авторства «Слова о полку Игореве» исчерпана и предложили вообще закрыть её для исследований.

Наш собеседник уверен, что подобные запреты, пусть даже и неофициальные, вряд ли пойдут на пользу истине. Только что с докладом, в том числе и о новой гипотезе, выступил он на Ломоносовских чтениях в Архангельске. По первым впечатлениям от доклада слушатели задали возмутителю спокойствия несколько вопросов, но до дискуссии дело пока не дошло. Апробировать версию Герман Юрьевич в ближайшем будущем собирается в клубе почитателей «Слова» «Ярославский любослов», а в родном вузе – на лекциях и по весне на ближайших ежегодных чтениях Ушин-ского.

Читайте также
  • 29.12.2012 Это не их, а моя газета Сколько себя ни помню, всегда слышала при каких-то проблемах: «Позвоните в «Северный край»?!», «Будем жаловаться в
  • 27.12.2012 Письма в поддержку газеты «Северный край» В редакции «Северного края» не умолкают телефоны: читатели не хотят ликвидации газеты в её нынешнем формате. Стали приходить и первые письма.
  • 26.12.2012 Олеся МИХЕЙКО: «Я хочу быть звёздочкой в декабре…» «Родилась. Росла. Писала. Училась. Побеждала. Боялась. Пробовала. Стирала. Бросала. Приходила. Уходила. Пыталась. Писала. Стирала. Сдавала. Поступила.
  • 20.09.2006 Поэт Чернов знает, кто автор «Слова»В Ярославле завершились VII чтения по истории и культуре древней и новой России, посвященные 100­летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. Настоящим
  • 15.07.2006 О верности, о доблести, о славе...Благоверных князей Василия и Константина Ярославских чтит завтра Православная церковь. Для ярославцев праздник этот должен бы стать днем воинской доблести,
  • 16.07.2005 ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 16 июля. Среди святых, кого поминает в этот день Церковь, благоверные князья Василий и Константин Ярославские, святые XIII века, сыновья князя Всеволода.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают